КРАТКИЙ ОБЗОР ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Теплая земля. Издательство: «Алма-Ата: Жазушы», 1988.
Дилогия В. Берденникова «Теплая земля» (1981–1983), охватывает масштабный исторический период, начиная с тревожных 1930-х годов и вплоть почти до нашего времени. Это произведение остросюжетно и глубоко в своей эмоционально й составляющей, передает трагизм войны, когда на одном уровне соседствуют мужество и предательство, верная любовь и мимолетные страсти. Берденников с особой чуткостью показывает, как в водовороте истории рождаются и разрушаются человеческие судьбы, как под тяжестью времени формируется личность, но подчас тот же груз может ее сокрушить. Дилогия «Теплая земля» — это и ода стойкости, и болезненное признание того, что не каждый способен выдержать натиск истории.
Роман «Теплая земля» — это не просто хроника событий, это тонкое исследование нравов общества, их метаморфоз под влиянием эпохальных изменений в жизни страны. Автор искусно раскрывает, как идеалы и ценности трансформируются под давлением времени, как дух нации закаляется в жестоких испытаниях, а человеческие души — в страстях и борьбе.
******************************************************************
Корни. Издательство: «Алма-Ата: Жазушы», 1983.
Роман «Корни» продолжает идейные и тематические линии, заложенные В. Берденниковым в романе «Теплая земля», но если в первом романе автор сосредоточился на героическом труде шахтеров в суровые годы Великой Отечественной войны, то новое произведение переносит читателя в мирное время, прослеживая судьбы их потомков.
В «Корнях» разворачивается жизнь нового поколения шахтеров Караганды, которые, унаследовав стойкость и мужество своих отцов, продолжают дело в эпоху научно-технического прогресса. На фоне стремительных перемен в технологии и производстве, автор мастерски показывает не только преемственность профессии, но и внутреннюю борьбу героев — их стремления, мечты и трудности. Это роман о людях, для которых шахтерский труд стал не просто работой, а символом верности традициям и уважения к наследию прошлого. Действие романа перекликается с современностью, наполняя повествование динамикой и актуальными проблемами, характерными для периода бурного технического развития. Берденников тонко передает, как меняется не только материальный мир вокруг героев, но и их внутренний мир — для сыновей вызовы времени оказываются не менее сложными, чем те, с которыми сталкивались их отцы.
******************************************************************
В рассказе «Паралич сердца» мы погружаемся в мир внутреннего и творческого преображения главного героя — Родиона Ивановича. Начавшись с простого, казалось бы, эпизода, когда герой спасается от неожиданного слепого ливня, повествование переходит в размышления о жизненных ценностях, о стремлении к самовыражению и возвращении к своим давним мечтам. Ливень, внезапно обрушившийся на город, становится катализатором для духовного пробуждения, символом омовения, очищения от накопившейся усталости и серости повседневной жизни. Яркая картина, где дети резвятся в потоках дождя, буквально будит в Родионе Ивановиче забытое чувство радости и свободы. Эпизод ливня и детской игры отражает идею возвращения к искренним эмоциям, к первобытной радости, которой герой не мог найти в привычной жизни. Вдохновленный этим мгновением, он решает вернуться к искусству, которому в юности посвятил немало времени, но затем оставил ради журналистики. Это решение становится для него символом возрождения, желания передать через живопись то ощущение восторга и очищения, которое он испытал.
Картина, которую Родион Иванович начинает писать, становится его попыткой зафиксировать не просто внешние события, а их глубокую, эмоциональную и духовную суть. Герой произведения стремится к совершенству, к тому самому мигу, когда искусство не просто изображает мир, но и рождает в нем нечто большее — ту энергию и страсть, которые объединяют человека и природу в одном ритме.
Рассказ насыщен метафорами, которые помогают передать ощущение героем своей трансформации. Ливень, дети, ветры и солнце становятся символами обновления, а искусство — путем к обретению внутренней гармонии. Картина «Омовение», которую он пишет, несет в себе идею не просто омовения физического, но и духовного, стремления к новой жизни, к возрождению через творчество.
В рассказе присутствует глубокая символика, связанная с природными явлениями и состоянием души героя. Ливень — это не только метафора очищения, но и символ стихийной, неконтролируемой энергии жизни, которая пробуждает героя к новым свершениям. Дети, с восторгом резвящиеся в лужах, символизируют беззаботную и искреннюю радость жизни, которой Родион Иванович, будучи взрослым, давно был лишен. В его творческом поиске — желание вернуть эту радость и передать ее в своем искусстве. Рассказ олицетворяет идею того, что творчество — это вечный поиск самого себя.